Маргинальная философия

Маргинальный философ - это хакер в мире идей, теорий, концептов. С ними он делает то же самое, что делает хакер с чужими программами и системами защиты: ищет в них изъяны и слабые места, дешифрует, взламывает, пpоникает внутpь, изменяет, расчленяет, склеивает, выворачивает их наизнанку, превращает в собственную противоположность. На другом языке об этом говорится так:
"МАРГИНАЛЬНОСТЬ - фр. marginalisme, англ. marginalism - в буквальном смысле слова - периферийность, "пограничность" какого-либо (политического, нравственого, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции. ... В определенном смысле постструктурализм и постмодернизм могут быть охарактеризованы как проявление феномена маргинализма - специфического фактора именно "модернистско-современного" модуса мышления, скорее даже мирощущения, творческой интеллигенции XX века. ... Начиная с постструктурализма, маргинальность превратилась в уже осознанную теоретическую рефлексию, приобретя статус "центральной идеи" - выразительницы духа своего времени. ... Если Делез и Гваттари противопоставляли "больной цивилизации" капиталистического общества творчество "подлинного" художника, приобретающего в своем неприятии общества черты социального извращенца, то точно так же и Фуко противопоставляет любым властным структурам деятельность "социально отверженных" маргиналов: безумцев, больных, преступников и, прежде всего, художников и мыслителей типа де Сада, Гельдерлина, Ницше, Арто, Батая и Русселя. С этим связана и высказанная им в интервью 1977 г. мечта об "идеальном интеллектуале", который, являясь аутсайдером по отношению к совр. ему "эпистеме", осуществляет ее деконструкцию, указывая на "слабые места", "изъяны" общепринятой аргументации, призванной укрепить власть господствующих авторитетов: "Я мечтаю об интеллектуале, который ниспровергает свидетельства и универсалии, замечает и выявляет в инерции и притязаниях современности слабые места, провалы и натяжки ее аргументации." (Современное зарубежное литературоведение.)


Сказанное выше можно считать достаточно близким описанием маргинальной философии, - с той поправкой, что конструирование новых мифов - не менее интересное занятие, чем разрушение старых. Квалифицированный хакер будет в то же время и лучшим экспертом по системам защиты.

Мое занятие - конструирование идеологий, мифов, мировоззрений, идеалов благополучия, - словом, декораций и правил игры,     которые сонным большинством принимаются как данное. Я пытаюсь следовать исключительно внутренней логике этого пространства мифов, - в отличие от журналистов, пиарщиков, деятелей искусства и других прикованных к своей галере поденщиков. Для этого "маргинальность" должна быть не только теоретической позой, но и житейской реальностью - как полное и последовательное дистанцирование от социума и произвольных отношений, которые он навязывает. Речь идет не о том, чтобы "воспарить над реальностью", а о том, чтобы освободить процесс конструирования от мелочных социально-экономических зависимостей, в которые вовлечен любой человек, - открывая тем самым сознание для других причин и других мотиваций. Начнем с того, что способ зарабатывания денег никак не должен быть связан связан с журналистикой, публичной дятельностью, "философствованием" и т.п., иначе вся "философия" будет функцией заработной платы и страха, что публика разочаруется или хозяин вышвырнет за дверь. В пределе эта позиция приводит к требованию двойной жизни. Двойное существание позволяет совместить несовместимое: "погруженность в народ", знание его жизни - с полной свободой мотивации, доступной лишь в "башне из слоновой кости". Эта необходимость снимается только в одном случае - при участии в наиболее рискованных и безнадежных проектах, если они логически вытекают из мифотворчества. Здесь маргинальность уже вплетена в ткань событий.

Непосредственное поле моих интересов - маргиналии философии постструктурализма, пограничные темы и проблемы этой философии, ее пересечения и контакты с другими направлениями мышления (с классической философской традицией, с философией Ницше, с интегральным традиционализмом), с политикой и обыденным здравым смыслом, с массовой культурой и т.д.

Мой конструктивный проект - концепция постмодерн-фундаментализма, развитием которой я занимаюсь с 1997 года. Постмодерн-фундаментализм  - концептуальный синтез философии постструктурализма, революционного традиционализма и культурной практики постмодерна. Историческим воплощением этой теории сделался Китежский проект, развиваемый с 2001 года сообществом, объединившимся  вокруг журнала "ИNАЧЕ".


вернуться на главную страницу