ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
*. Введение
1. Источник проблем
2. Самобытность и развитие
3. Свобода и собственный путь
4. Справедливость и соборность
5. Где искать "национальную идею"?
6. Китеж против Четвертого Рейха
7. Духовная суверенность
8. Символ веры
9. Краткая сумма российского фундаментализма


1. Источник проблем

Проблемы, с которыми сталкивалась Россия на протяжении последних трех столетий, имеют причиной конфликт между развитием и самобытностью. Источник проблем - неумение поставить самобытность на службу развитию, а развитие - на службу самобытности. В России укоренился миф о том, что развитие необходимо уничтожает самобытность, а самобытность - тормозит развитие. Приверженность этому мифу - общая черта и эпохи Романовых, и советского периода, и реформ последнего десятилетия. Все эти три последовательно сменявших друг друга режима - варианты одной и той же партии вестернизаторов. И Романовы, и большевики, и реформаторы 90-х действовали по одному сценарию: брали "самые передовые" на тот момент западные идеи и пытались любой ценой подогнать под них российскую реальность, вместо того, чтобы использовать возможности развития, скрытые в ней самой. В каждый из этих трех периодов успех приходил только тогда, когда эти заимствованные институты и формы жизни в каких-то своих аспектах случайно входили в резонанс с культурными традициями российской цивилизации. В большинстве же случаев, оторванные от своей почвы, эти институты и формы жизни мутировали и принимали извращенную форму, обращаясь в свою противоположность. В результате даже успешные попытки внедрения западных институтов принесли множество деструктивных последствий для культуры и природы, а "догоняющее" развитие непрестанно перемежается кризисами и катастрофами.

Само по себе заимствование чужого опыта ничего плохого не несет, но простая "пересадка" экспортированных институтов и структур невозможна, они могут прижиться, только органично вписавшись в местный культурный контекст. Приверженцы тотальной вестернизации, пытаясь строить новое, на корню разрушали автохтонные институты и традиции, но в полной мере заменить их не могли, не могли совладать с базовой ментальностью, вместить ее в новые формы, что приводило к культурному упадку и деградации. Они пытались выкорчевывать недостатки русской ментальности, а на деле уничтожали только достоинства, тесно связанные с этими недостатками и являющиеся их оборотной стороной, - сами же недостатки от этого только расцветали. Заканчивалось все извращенным синтезом автохтонных традиций и заимствованных институтов, когда соединялись самые худшие черты одного и другого. Прочно укоренялась только всякая зараза, вроде полицейского пруссачества, насаждавшегося Романовыми, и западной воли к тотальной унификации и общему для всех стандарту, укоренявшейся в советское время. Все остальное приживалось плохо, а нормальному самобытному развитию был сломан хребет. Цивилизация утратила способность к органичному развитию, к развитию, исходящему из собственных принципов.

Мы живем на развалинах сказочной цивилизации, которая обладала всей полнотой культурного богатства и могла органично породить из себя все необходимые для развития институты и формы жизни. Основы этой цивилизации целенаправленно разрушались на протяжении трех веков и продолжают разрушаться сегодня. "В страшном сне не привидится, сколько всего уничтожила западноевропейская культура в областях, относящихся к сфере ее влияния, посредством реформ, проведенных в ее собственном стиле..."1-1 Вестернизаторы хотели сделать Россию современным развитым государством, но не сумели увидеть в российской самобытности ресурса, который мог бы обеспечить такое развитие. Они сделали ставку на развитие любой ценой, в ущерб самобытности, и привели Россию к полному краху.

Однако и противоположная ставка, на ├самобытность любой ценой, сегодня будет тоже ошибкой. Самобытность - это не данность, а то, что нужно восстановить, воссоздать, довести до уровня современной эпохи. При этом все хорошее, что было построено за последние 350 лет, тоже входит в наши "начальные условия", тоже должно быть сохранено и развито дальше. Прежние вестернизаторы, Романовы и большевики, сумели, пусть и ценой колоссальных жертв, защитить страну от врагов, превратить ее в мощную индустриальную и научную державу, в мировой центр образования и культуры, и было бы глупо отказываться от всех этих несомненных достижений. Нынешние вестернизаторы, несмотря на ошибки и преступления, помогли разбудить в народе исконно русское стремление к свободе и самостоятельности, которое должно быть не отброшено, а наоборот, максимально развито, поскольку именно оно является основанием самобытности.

Речь идет о самобытном развитии, а не о самобытной стагнации. Традиция жива лишь постольку, поскольку она развивается и соответствует времени. Мертвая традиция - это не традиция, а маскарад для туристов. Российская самобытность сегодня - это прежде всего воля к самостоятельному развитию, духовная суверенность, готовность полагаться на свой разум и свои духовные традиции, используя при этом все достижения мировой цивилизации.

Сочетание самобытности и развития долгое время было невозможным, потому что была подавлена духовная суверенность России. Духовная суверенность - это воля к свободе и самостоятельности, опора на собственный разум и собственные духовные принципы. Духовно суверенная культура использует чужой опыт как средство на службе у собственных принципов (в ряде аспектов это происходит, например, в Японии, Китае, Иране). При этом чужие достижения органично встраиваются в собственную культурную логику. Вне духовной суверенности попытка использовать чужое ведет к полному "обращению" в чужое, к духовному холопству (как происходит сегодня в России), когда не мы используем чужое, а чужое использует нас. Когда духовная суверенность наличествует, даже недостатки национального характера начинают играть позитивную роль и неожиданно оборачиваются достоинствами, а когда ее нет, даже достоинства начинают только мешать.

Духовная самостоятельность России была подорвана верховной властью, которая в течение трех с половиной столетий ликвидировала пространство свободы, подчиняла всю жизнь страны тотальной регламентации и унификации, оправдывая это необходимостью укреплять материальную мощь. Сегодня, в постиндустриальном мире, в мире "Третьей волны",1-2 которая пришла на смену индустриализму, развитие больше не связано с тотальной централизацией, унификацией и регламентацией, снова стали продуктивными многообразие и уникальность. Сегодня у России появился шанс восстановить свою самобытность и превратить ее в основную движущую силу развития. В этом мире нерастраченный потенциал духовной и личностной полноты дает России колоссальное преимущество. Хотя Россия в XVIII-XIX и особенно в XX веке тоже прошла через западную газонокосилку, которая разрушала исконный уклад ее народов, вытравляла их культурные традиции, здесь она работала не так долго и, что самое главное, была навязана насильно, а не рождена изнутри, из самого духа цивилизации, как на Западе. Именно с этим связан давно замеченный парадокс, что русское сознание с особой легкостью усваивает как раз самые современные технологии и способы действия, что во всем, что касается нетривиального мышления, в изобретении схем и моделей (в разных областях - от науки и техники до военной стратегии и разведки) жители России не уступят никому в мире. Если мы сумеем поставить на службу развитию духовный потенциал нашей цивилизации, уникальные особенности российской ментальности, XXI век будет нашим веком. Но для этого их нужно использовать и бережно сохранять, а не истреблять и выкорчевывать, что делают сегодня.

История России показала, что с утратой духовной суверенности все теряет свой смысл, даже военная и экономическая мощь не может спасти страну от саморазрушения. Именно этот урок преподнес нам итог трех попыток вестернизации. Конечно, мы не отказываемся от своего прошлого. Это наше прошлое, прошлое нашего народа, оно сделало нас такими, какие мы есть, - и если мы сейчас понимаем что-то, чего не понимали наши предки, значит опыт истории не прошел зря, мы научились на их ошибках. В истории России XVII - XX века было много славных страниц. И Романовы, и лучшие из большевиков, и многие из тех, кто пошел за реформаторами 80х-90х, искренне хотели России добра, как они его понимали. В конце концов, именно они, на опыте собственных ошибок, помогли нам усвоить эту истину: духовная суверенность - это основа всего. Без этого все рушится и идет прахом, все успехи оказываются мнимыми, а все победы обращаются в поражения. Тем более это верно в наш век, когда сфера идеологии, информация и пропаганда, играет неизмеримо более важную роль, чем раньше. Сегодня информации уже нельзя поставить искусственных преград, поэтому духовная суверенность, воля к самостоятельности, вполне осознанная верность народа своим традициям, превращается в главную опору любой суверенности. Народ, потерявший духовную суверенность и привязанность к собственным корням, теряет в этом мире право на жизнь и неминуемо терпит поражение.

Назад -- Дальше


1-1Освальд Шпенглер. Закат Европы. М., 1998. Т. II. С. 335.

1-2См. Э. Тоффлер. Третья волна. М., 1999.


Сергей Корнев
май 1999 - июнь 2000