С. Корнев

ТРАНСГРЕССИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Посвящение в постмодерн-фундаментализм


Часть 5.

Духовная экспансия

Кесарево сечение вместо харакири

Сегодня стало модно говорить о конце истории. Этот конец действительно наступил - конец истории Запада. И в то же время - новое начало русской истории. Постмодернистский поворот в культуре и мышлении Запада и духовно зависимых от него стран (а ныне все или почти все страны зависят от Запада) - это не просто некое завершение, распад западных форм ментальности, но и рождение нового, того, что не могло обрести собственную форму, пока западная культура была здоровой и жизнеспособной. Мы видим, как в глубине тех культурных форм, которые знаменуют собой конец старой европейской культуры, светятся природные черты Востока.

Конечно, сегодня постмодерн еще только начинается, материально Запад еще силен, разложение пока не успело затронуть важные жизненные центры западной цивилизации. Сегодня Запад еще может физически уничтожить любую другую культуру, используя мощь своей экономической машины, военной техники, налаженной системы промывания мозгов, - но в духовном плане он ничего своим врагам противопоставить не может. В духовном плане свобода от Запада возможна уже сегодня. Духовно Запад уже мертв или почти мертв - это добыча, раненый зверь, кит, пробитый гарпуном. Этот зверь может еще орошать землю своей и чужой кровью, гадить, заражать мир ядовитыми испарениями, гниением своей огромной туши, но дни его сочтены. Отсчет времени включился.

Когда мы говорим о трансгрессивной революции, речь идет не о местном российском явлении, а о глобальном мировом повороте, о стадиальном скачке, о новом этапе мировой истории. У каждого из этапов мировой истории есть свой "избранный край", "избранный народ", который наиболее полно воплощает в себе суть этого этапа. Все остальные народы лишь претерпевают, вынужденно подстраиваются под него, светят отраженным светом, - и только в одном месте историю действительно делают. Последней точкой пребывания "Мирового Духа" был Запад, предпоследней - арабский мир после Мухаммеда. Сегодня центр истории снова перемещается на Восток, в Россию. В сфере политики это уже случилось: вся история XX века крутилась вокруг русской истории, была всего лишь приложением к ней. Наступает время, когда в Россию переместится и центр культурных событий, когда она будет не только центральной площадкой социально-политических экспериментов, но и местом, где поселился "Мировой Дух". Именно к этому приведет нас начинающаяся с постмодерном метаморфоза западной культуры. Пока это еще не произошло, пока культура постмодерна творится на Западе, пока в постмодерне больше гибнущего Запада, чем рождающегося Востока.

Трансгрессивная революция имеет как бы два лица. Одно ее лицо, обращенное к Западу, - разрушение, уничтожение и перерождение западной культуры. Другое лицо, обращенное к Востоку, - созидательное, это взлом чуждой культуры и освобождение собственной. Эта двойственность трансгрессивной революции, когда один и тот же процесс, одна и та же операция, одно и то же движение означает и разрушение старого, и рождение нового, отражена в самом ее названии. Ведь "трансгрессия" - это еще и преступление, грехопадение. "Грехопадение" свершилось тогда, когда человек осмелился стать самим собой и узнать, что такое добро и зло. А когда он стал достаточно мудрым, чтобы снова забыть о "добре" и "зле" и позволить себе быть ребенком, - это назвали "преступлением". Любое взросление, любая попытка стать самим собой кажется преступлением и грехопадением тому, кто хотел бы вечно видеть этого человека опутанным младенческими пеленками. Когда цирковой медведь, на которого нацепили фрак и заставили плясать под дудочку, вдруг срывает с себя эту "одежду" и ломает хребет своему дрессировщику, - это тоже трансгрессивная революция. С точки зрения умирающей западной ментальности, трансгрессивная революция - это действительно грехопадение, преступание всех законов. Ее лицо, обращенное к Западу, - это революция экстремальной молодежной культуры, которая вычищает последние остатки западной рациональности из сознания новых поколений, чтобы в конце концов смести этот мир вместе со всеми его законами.

Слово "трансгрессия" имеет еще одно значение, которое превращает его не только в лозунг, но и в указание на глубинный смысл всего происходящего. "Трансгрессия" (точно так же, как и "псевдоморфоз") - это геологический термин. Трансгрессия - это наступание моря на сушу, - именно то, что происходит сегодня с точки зрения геополитики и сакральной географии. Геополитика видит смысл истории в борьбе Моря (атлантический Запад) и Суши (евразийский Восток). То, что происходило последние несколько столетий, безудержная экспансия Запада, - это и есть самая настоящая трансгрессия. Но сегодня, прямо на наших глазах, трансгрессия постепенно сменяется трансгрессивной революцией, когда нахлынувшие на мир морские волны внутренне преображаются, и весь процесс приобретает прямо противоположный смысл.

Сегодня причина трансгрессии - поднимающееся океанское дно. Под многокилометровой толщей океана и осадочных пород, мощные подземные силы взламывают земную кору и прокладывают себе дорогу. Океанское дно поднимается, море вскипает и выплескивается на сушу. Так все начинается. А через некоторое время выплеснувшиеся на землю воды высыхают и превращаются плодородный ил, а там, где когда-то расстилалась поверхность моря, вздымается новый материк или гряда островов. Победа моря оказалась временной, и именно в ней, в этой кажущейся победе, заключался источник финального поражения. Сегодня Запад выплескивается на весь мир не потому, что он стал сильнее, а потому что чувствует близкую гибель, - ибо там, где было море, скоро поднимется суша. Это последний порыв, последний всплеск океанских волн. Погружение на дно, которое во время трансгрессии претерпевает суша, - это временное погружение, скоро она снова выйдет на поверхность, очистившись от всякой грязи.

У Мелвилла в романе "Моби Дик" есть такая сцена: туземный вождь до последней секунды прибивает флаг к мачте тонущего корабля. Корабль идет ко дну, на поверхности - одна только мачта, а он сидит на верхушке, плюет на все и спокойно прибивает флаг. С точки зрения обычного человека, это просто гордый бессмысленный жест. Западному человеку кажется, что корабль идет ко дну, корабль обречен, корабль погибает. А на самом деле корабль превращается в подводную лодку, и продолжает свой путь. Этот символ, символ Китежа, - временное погружение на дно, чтобы там, под толщей вод, делать невидимую глазу работу, преображающую весь остальной мир, - один самых значительных символов русской культуры. И в конце концов, рано или поздно, трансгрессия сменится трансгрессивной революцией, - воды преобразятся, а Китеж начнет подниматься на поверхность.

Трансгрессивная революция не может свершиться в одной, отдельно взятой стране. Ни в политическом, ни в экономическом, ни в культурном плане ни один из регионов современного мира не может отгородиться от остального человечества. Мир постепенно превращается в единое целое, и те, кто все еще надеется противостоять этому процессу исключительно охранительными, консервативными мерами, - будь то исламский фундаментализм или реставрация православия, - неминуемо потерпят поражение. Их собственные дети отрекутся от них и предадут их. Единственный способ обороны - это нападение. Экспансию Запада может остановить только равноценная по мощи экспансия Востока. Живой, духовно самостоятельный Запад - вечная угроза для любой незападной культуры. Запад нужно сломить, духовно победить - и сделать это нужно на его же собственной территории, его же собственными руками. Постмодерн-фундаментализм, использующий в качестве оружия против Запада саму же западную культуру, заполонившую мир, - это единственный выход. Это и есть тот облик, который принимает сегодня вечное мессианство русской культуры.

Волна массовой культуры, затопившая Восток, переваренная Востоком и преображенная новым духовным импульсом, отразившись, должна обрушиться на Запад и превратить его в провинцию Востока. Снова должно повториться то, что уже произошло однажды в древности, в начале первого тысячелетия, когда Восток, завоеванный Западом, покорил его изнутри и подчинил своей духовной власти. Ни экономическая мощь, ни железные легионы, ни передовая (на то время) техника не спасли Римскую Империю от духовного поражения. Одряхлевшая, лишенная жизни античная культура не выдержала состязания с молодыми силами восточной души. Христианство, включив в себя наиболее действенные элементы рафинированной античной мысли, обратило их против нее же самой и превратило античную культуру в свою служанку. Нечто подобное должно повториться снова.

Это начинает происходить уже на наших глазах. Мы видим, как прогибается западная ментальность под влиянием восточных культов, восточных верований, восточных идей, восточной философии. То же самое происходило на рубеже христианской эры, когда античный мир просто кишел последователями Исиды, Кибелы, Митры, Зороастра, других египетских, вавилонских, сирийских культов. И сегодня нам осталось нанести последний, решающий удар, подобный тому, каким для Рима стало христианство. Нужно взять на вооружение наиболее опасные, наиболее разрушительные формы западной ментальности, и целенаправленно оборотить их против нее же самой. Мы должны включиться в процесс саморазрушения западной культуры, и сделать так, чтобы разрушение старого сопровождалось рождением нового.

"Философия - служанка теологии", - говорили когда-то древние христиане, используя на свой лад трактаты языческих философов. Постмодерн - акушерка русской культуры, - говорим мы сегодня. Культуру постмодерна называют опасным оружием. Это действительно оружие. Но это оружие - обоюдоострое, для его создателей оно опаснее, чем для врагов. Это оружие Запада против Запада. Это меч, предназначенный для харакири. Харакири Запада должно превратиться в кесарево сечение, выпускающее на свет божий проглоченную Западом юную русскую культуру. В этом и заключается смысл постмодерн-фундаментализма. С детства мы знаем - кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Сегодня эта древняя истина получила свое продолжение. Оказалось, что меч, который приносит смерть старому погибающему телу - тот же самый меч, что дарует жизнь новому.

май - июнь 1998


К предыдущему разделу < > К Оглавлению